Всероссийская интернет-акция «План-конспект урока»

Современный урок в начальной школе в контексте метапредметного подхода в условиях реализации ФГОС. Автор : Воронцова Наталья Владимировна учитель начальных классов МБОУ Щёлковский лицей №7.

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко,
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век  ХХ1 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.  
Метапредметность.
Две школы занимаются разработкой этого понятия. Идеологами являются :
Громыко Юрий Вячеславович.
Организация – институт инновационных стратегий развития общего образования при департаменте образования Москвы.
Хуторской Андрей Дмитриевич.
Организация – центр дистанционного образования, Москва
 
Что же такое для меня метапредметность? Это то ,что помогает сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!
 
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
 
 
Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. 
 
На метапредметном уроке происходит формирование ключевых компетенций:
информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне),
коммуникативной (работа в группах по извлечению информации) и компетенции личностного самосовершенствования.
 
 
Метапредметный подход в образовании я применяю для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.
 
Я пытаюсь найти “ключик” к каждому ученику, чтобы вместе с ним идти по пути к целостности личности. Развитие целостной гармоничной личности возможно лишь при условии сформированности целостного восприятия ребенком окружающего его мира. Познать мир можно только в его единстве.
Я стараюсь при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях, так как, во-первых, я,как учитель начальной школы веду большинство предметов сама и могу прийти к целостному обучению, во – вторых, у детей этого возраста большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. 
Как этого можно достигнуть?
Использовать элементы метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов в начальной школе.
 
 
  1. Возможно построение учебного содержания части уроков вокруг метатем:
  2. Определение и понятие», «Рисунок и схема», «Цель и задача», «Знание и незнание», «Порядок и хаос», «Изменение и развитие», «Простое и сложное» и т.д.
 
 
  1. Использование метапретметных связей на уроках, построенных вокруг фундаментальных образовательных объектов, например:
-   природные объекты (вода, воздух, огонь, земля, конкретные животные и растения,  Солнце и др.);
-   объекты культуры (художественные тексты, архитектурные сооружения, произведения искусства, орудия труда и быта, конкретные традиции и явления культуры);
-   социальные объекты (определённый товар, семья ученика, реальные гражданские процессы); технические устройства (компьютер, телефон, телевизор и др.).
 
Опыт моей работы показывает, что запуск этого процесса стоит начинать с систематизации метапредметных технологий, которыми владеют учителя образовательного учреждения.
 
К таким технологиям стоит отнести технологию исследовательской деятельности, технологию портфолио, проблемного обучения, групповую ,ИКТ-технологию. Большие возможности для реализации метапредметного подхода дает организация проектной деятельности учащихся, применение техники «знающего незнания», использование эвристических заданий.
Перечисленные технологии являются приоритетными в моей работе .
В рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к материально-техническому,компьютерному оснащению школ и наличию свободного доступа в Интернет. Применение и использование компьютерных средств и ресурсов сети Интернет становится необходимым не только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях. Поэтому важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей способам поиска информации .Прекрасное оснащение моего кабинета (интерактивная доска,компьютер учителя ,ноутбуки для детей,документкамера,электронный микроскоп……)очень помогают в работе.
Итак,
Современный урок, построенный в парадигме деятельностного подхода, стоит на «трех китах»: постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия
Современный урок  в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие основные этапы
1.Мобилизующий этап: включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
2.Целеполагание: формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
3.Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
4.Коммуникация. Конкретизация задания. Решение учебной ситуации.
5.Рефлексия: осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
 
Хочется отметить, деятельность учителя начинается в процессе подготовки к уроку, в подборе материала и сценировании занятия.
А на уроке
учитель должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
 

Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов»

Золотавина Елена Аркадьевна,
учитель химии и биологии МАОУ СОШ № 1
г. Заводоуковска  Тюменской области

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому».
Джордж Пойа.
 
     Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому большое внимание уделяю исследовательской деятельности учащихся. Для этого  предоставляю им возможность не только участвовать в работе, но самостоятельно проводить исследование. Считаю, что "сделанное руками" запомнится лучше и надолго, чем услышанное или прочитанное.

Тарасова Юлия Александровна

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Приветствую Вас на моем выставочном стенде. Рада буду поделиться своими находками и идеями с коллегами. 


 
 
 «Химия и повседневная жизнь человека» - это внеклассное мероприятие по химии, интегрированное с информатикой.
Задача обучающихся провести исследовательскую работу и выяснить, в каких сферах жизнедеятельности человека используются знания химии, проанализировать всю информацию и сделать выводы: аргументы «за» использование соединений химии и аргументы «против» использования соединений химии, сделать общий вывод. Такое мышление требует умений и навыков, таких как способность к анализу, синтезу, обобщению, метапознанию.
Критическое мышление является одним из важных качеств человека 21 века.Обучающиеся выбирают тему, формулируют цели и составляют план исследования, выдвигают гипотезы; проводят поиск, отбор и обобщение материала по теме исследования; выполняют химический эксперимент с фиксацией результатов и формулируют выводы; Оформляют результаты проведенного исследования; формулируют собственное мнение по проблеме исследования; проводят защиту своей работы.
При работе обучающиеся демонстрируют владение ещё одним качеством современного человека - грамотностью в области ИКТ.
Исследования доказывают, что качество человека 21 века -  сотрудничество,  дает ученикам возможность повысить свою успеваемость, потому что, работая в группе, им приходится задавать вопросы, обсуждать идеи, искать пути решения. Кроме того, развиваются такие социальные навыки, как умение принимать различные роли в команде, обсуждение с другими своих идей, помощь другим и ее принятие. Поэтому ученики работают в группе из 4-х человека
Защита проектов будет проходить на “Фестивале школьных наук”. Учащиеся должны проявить свои творческие способности и подготовить праздничный сценарий “ Химия и повседневная жизнь человека”

Что нам стоит дом построить.

Урок по математике 9 класс
Далее